Причины неуспеваемости
школьников
Советы психолога родителям
Советы психолога родителям
Помните старый анекдот: сын с опущенной
головой протягивает отцу дневник с двойкой по пению. Папаша обреченно
произносит: «Ну и как же теперь дальше ты жить будешь?» Дорогие родители, не
ругайте ребенка за «неуд» - это двойка вам и неуспеваемость
вашего школьника – прежде всего ваша проблема, а не его. Плохие
оценки в дневнике говорят о том, что вы в чем-то не
справляетесь! Постарайтесь отыскать ошибки и пробелы в воспитании, исправить
их, и только тогда ваш ребенок начнет хорошо учиться, а вы поставите себе 5 по
воспитанию.
Психологи утверждают, что причинами
неуспеваемости школьников, чаще всего являются не недостаток способностей и не
лень. Такое поведение ребенка, в психологии называют вторичной выгодой. И если
к концу первого полугодия ваш ребенок попал в разряд отстающих учеников, то
следует посоветоваться со школьным психологом, как можно исправить эту
ситуацию.
Причины неуспеваемости
школьников - советы психолога родителям:
* Приведем типичный пример. В семье
мальчиков-близнецов родители часто ссорились, и поэтому дети в первом классе
начали своеобразное соревнование: кто хуже учится, тот и победит. Папа и мама
были вынуждены дома заниматься с каждым по разным комнатам, а на выяснение
отношений между собой времени у них уже не оставалось. Так мальчишки решили
задачу более важную, чем учеба. Поэтому, практика показывает, что стоит только
родителям решить свои проблемы, так сразу дети начинают учиться лучше.
* Некоторые дети получают плохие оценки
умышленно, чтобы вернуть внимание мамы и папы, утраченное после рождения
второго ребенка, как это часто бывает. Они создают такие ситуации, что родители
вынуждены буквально не спускать с них глаз: проверяют уроки, вместе решают
задачи и т. п. Подумайте, достаточно ли внимания, тепла и ласки вы уделяете
своему ребенку? Может быть, он чувствует себя одиноким, никому не нужным?
* Есть дети – ярко выраженные лидеры.
Придя в школу, они стремятся стать во всем лучше всех, а когда это не
получается – начинают хулиганить. Для них главное – во что бы то ни стало
обратить на себя внимание. Что предпринять в таком случае? Взять учителя в
союзники. Попросите, чтобы учитель чаще хвалил его за хорошие поступки,
игнорировал мелкие проделки, а за крупные строго наказывал. А за единицы и
двойки пусть сам краснеет в кабинете директора или завуча, а не мама. Почувствовав
личную ответственность, маленький честолюбец вернется к реальности.
* Еще одна причина неуспеваемости
школьников – нежелание взрослеть. Такое часто происходит в семьях, где родители
проводят на работе слишком много времени, а домой приходят очень усталыми и раздраженными.
Любое недовольство дети чутко улавливают и все проблемы пап и мам связывают с
их статусом взрослых. Ребенку достаточно услышать фразу типа «вырастешь –
узнаешь» или «вот будешь работать – поймешь» и он начнет защищаться от будущих
взрослых «страшилок». Если в вашей семье похожая ситуация, старайтесь не
выплескивать отрицательные эмоции на ребенка и не ведите со школьником
серьезных разговоров о своих проблемах. Лучше будет приласкать малыша,
поговорить с ним по душам, и объяснить ему доступно и понятно преимущества
взрослой жизни. Например: став взрослым, он может самостоятельно выбирать еду,
одежду, планировать свои дела, путешествовать, дарить близким подарки… Вы
должны объяснить, что качество жизни зависит от образования. Если вы сумеете заинтересовать
ребенка чем-нибудь, что напрямую связано с его успехами в школе, тогда он будет
хорошо учиться.
* Особенно тяжело учиться детям, которые
не посещали детский сад. Им трудно соблюдать режим дня, они не умеют работать в
коллективе. Для таких детей школа – ежедневный стресс, и чем выше уровень
стресса, тем хуже успеваемость.
Причины неуспеваемости
школьников - советы психолога родителям:
И еще некоторые советы психологов по
воспитанию детей, неуспевающих в школе:
Если хотите, чтобы в дневнике школьника
были только хорошие оценки, запомните три слагаемых успеха: труд
ребенка, ваше время и терпение. Ни
в коем случае нельзя кричать на ребенка, не награждать обидными эпитетами. Это
не принесет никакой пользы, а его самооценку понизит еще больше.
Вашей главной задачей является:
психологически поддерживать ребенка, одобрять, подбадривать, показывать, что вы
верите в его силы. Чаще говорите фразу «не волнуйся, ты сможешь».
При выполнении домашнего задания ваша
непосредственная помощь должна быть минимальной. Ребенок должен это понять с
самого начала учебы. Скажите ему, что поможете ему разобраться только с очень
сложной задачей, а остальное он должен делать сам. Если родители систематически
делают уроки с ребенком, то постепенно он привыкнет свои проблемы перекладывать
на других. А это становится мощным тормозом для развития интеллекта. Ученик, на
«семейном буксире» постепенно утрачивает инициативу и способность бороться за
хорошие оценки. И с каждым днем ему будет все труднее начать учиться
самостоятельно.
Также не следует демонстрировать
излишнюю озабоченность неуспеваемостью или успехами своего ребенка. Вспомните
себя в детстве: вам же хотелось, чтобы вас любили не за хорошие оценки и
поведение, а самих по себе? Дети должны это чувствовать и тогда у вас и у них
все получится!
Как заставить ребенка читать?
Как убедить своего ребенка, что читать необходимо? Следует ли
тратить время на разговоры или следует просто заставить читать? Что делать
родителям, у которых опускаются от отчаяния руки? Попробуем порассуждать на эти
темы. Мы подготовили перечень самых важных рекомендаций, как заставить ребенка
читать и стоит ли это делать:
1)
Современный
мир
Читать книги — это прекрасно. Однако не следует не забывать,
в какое время мы живём. Ещё каких-то десять лет назад информация воспринималась
совершено по-другому. Раньше чтение книг, газет, журналов являлся основным
способом получения информации. Сегодня же практически любую информацию мы
получаем из Интернета. Поэтому часто требования родителей относительно чтения
не совсем адекватны, поскольку мамы и папы не учитывают современного ритма
жизни.
2)
Подмена
смыслов
Довольно часто в своих ожиданиях мамы и папы слишком
эмоциональны. В строгих и докучающих нотациях могут проскакивать выражения:
«если ты не будешь читать, то вырастешь неудачником…». Это подмена понятий.
Родителям стоит делать правильные акценты «читать — это увлекательно и
интересно», на выходе получаем: «читать — это правильно, необходимо». Если
родители в своих воспитательных процессах не поменяют «минус» на «плюс»
(недовольство и критику на поощрение), у ребёнка появиться комплекс «не
соответствия ожиданиям», а сам факт чтения превратиться в «пунктик», который
вызывает напряжение и протест. Тогда уже точно придется постоянно заставлять
ребенка читать и ни к чему хорошему это не приведет. Не нужно думать, как
заставить ребенка читать, приказами и наказаниями вы только отпугнете от книг.
Важно – правильно направить и поддерживать инициативу самостоятельного чтения.
3)
Переутомление
Не секрет, что современные дети подвержены бОльшим умственным
нагрузкам, чем предыдущие поколения. Сегодня наблюдается общая тенденция
нагнетания обстановки как вокруг чтения, так и вокруг подготовки детей к школе.
Малышей чуть ли не с пелёнок заставляют зубрить букварь и читать по слогам.
Из-за этой гонки на опережение, в жизни современного малыша обучение стало
занимать слишком много времени, а требования мам и пап постоянно растут.
Родители часто навязывает ребёнку сугубо своё видение мира, наивно полагая,
что, если ребёнок умеет читать, к школе он точно готов. Это огромное
заблуждение. Чтобы подготовить малыша к школе, родителям следует уделять больше
внимания общему развитию малыша: мелкой моторике, физической подготовке, логике
мышления, психологической адаптации к социуму. И тогда умение, и желание читать
приложится само по себе.
4)
Читающие
родители
Для правильного приобщения ребёнка к чтению крайне важна
общая домашняя атмосфера. Если малыш видит, что домочадцы проводят свободное
время у телевизора, сложно представить, что крохе захочется самостоятельно
взять в руки книгу. Поэтому в этом процессе очень важен личный пример. Во время
обучения чтению необходимо изолировать все отвлекающие факторы, исключением
разве что может являться негромкая классическая музыка, заранее подобранная
специально под сюжет книги.
5)
Диафильмы
Хорошим мотиватором для приобщения к чтению послужат диафильмы,
которые помогут заинтересовать самого непоседливого читателя. Сама атмосфера
таинственных приготовлений, волшебный луч диапроектора и белый экран настроят
ребёнка на что-то волшебное и увлекательное. Яркие кадры «мультика на стене»
более живые и насыщенные, чем рисунки на страницах книг. А небольшие
подкрепляющие тексты не вызовут переутомления и скуки.
6)
Читаем
вместе
Еще одним верным способом является совместное чтение книг
перед сном (например 20-30 минут). На первых порах вы сами читаете ребенку захватывающую
литература, но на самом интересном месте останавливаетесь со словами: «Ой, наше
время читать вышло. Что будет дальше мы узнаем завтра». Таким образом у ребенка
появляется интерес и интрига к продолжению и самостоятельному прочтению вне
положенного времени. А самое главное - родителям следует быть более терпеливыми
и внимательными, и тогда Ваш ребёнок свои первые шаги в огромном литературном
мире сделает легко и с удовольствием.
НЕ ВСЕ ШКОЛЬНИКИ ЛЕГКО И БЫСТРО ЗАУЧИВАЮТ СТИХИ.
В ЧЁМ ЗАЛОГ УСПЕХА?
Заучивание
и декламация стихотворений — один из способов развития речи
и ее выразительности, памяти, расширения представлений
об окружающем мире, развития воображения, фантазии. Опыт чтения стихов
перед аудиторией развивает коммуникативные навыки, творческие способности,
обогащает эмоциональные представления. А уж как нам, родителям,
приятно видеть своего ребенка, выступающего на празднике! Практика
показывает, что одним детям учить стихи легко, другие прилагают
к заучиванию достаточно серьезные усилия, но добиваются успеха,
а вот некоторым это не удается вообще. Что делать?
В дошкольном
возрасте проблема заучивания стихотворений не стоит так остро, как
в школе. В детском саду всегда есть выбор — выучить
стихотворение к празднику или нет, его всегда могут отдать другому
ребенку. А если малыш детский сад не посещает, то часто
возникает вопрос, зачем учить стихи, ведь рассказывать
их на праздниках не надо.
Как-то
неожиданно быстро заканчивается дошкольное детство и наступает новый
этап — школьное обучение. Требования ко всем детям соответствуют
программе — стихи учат все. Конечно, в 1 классе домашнее задание
не задается, заучивание стихов носит рекомендательный характер,
сохраняется пока иллюзорная возможность выбора — учить или не учить.
Особенно остро проблема встает во 2 классе. Многие дети не умеют
учить стихи, бесконечно повторяют строчки, тратят уйму времени, а наутро
ничего не помнят. «Ты же учил, почему двойка?!« — возмущаются
родители. Неудача ребенка — не просто досадное явление — это
сигнал бедствия. Вашему ребенку срочно нужна помощь! Запаситесь терпением.
Прежде
всего, обратите внимание ребенка на то, что у него есть
«помощники» —Глаза, Уши, Язык, Ум, Руки и Ноги. Чем больше
«помощников» он привлечет к работе, тем легче ему будет.
Путь к успеху
Обычно
на уроках учитель выразительно читает стихотворения, оно анализируется,
разбираются значения слов, выразительные средства языка, дети тренируются
в чтении. Многие дети, затрудняющиеся в заучивании стихов, пропускают
весь этот материал «мимо себя», страх перед предстоящей «экзекуцией» охранительно «закрывает»
восприятие ребенка. Поэтому начинаем дома спокойно, в комфортной
обстановке все сначала.
Прочитаем
это стихотворение вслух выразительно, но спокойно, без лишнего пафоса,
по-домашнему. Выясняем, как понимает ребенок, о чем говорится в этом
стихотворении. Иногда, сталкиваясь с незнакомыми словами, поэтическими
формами отдельных слов, дети не понимают смысл всего стихотворения. Если
описываемые события отсутствуют в жизненном опыте ребенка, то перед ним
вообще возникает какая-то «абра-кадабра». Поэтому
пересказываем стихотворение вначале кратко целиком своими словами, а затем
«переводим» частями, чтобы ребенок усвоил последовательность изложения.
Следующий шаг — выразительное чтение. Поиграем в «артистов». Теперь
будем читать стихотворение так, как читал бы артист со сцены. Вместе
с ребенком анализируем, какие «помощники» нам будут помогать. «Я буду
читать, ты слушать — привлекаем Уши, ты постараешься
прочитать так, как я — понадобятся Ум, Глаза и Язык. Артист
на сцене не стоит, как статуя, будем использовать жесты —
нужны Руки». Конечно, ребенок будет читать сидя, но уже
намечаются легкие жесты, которые в дальнейшем помогут
запоминанию. Мы намеренно выбираем «помощников», создавая иллюзию коллектива,
отвлекая внимание ребенка от основной цели. И вот он уже
не один, и совсем ему не страшно, ведь не надо же
учить стихотворение самому и сейчас. Взрослый выразительно читает
стихотворение целиком. Затем читает так же выразительно первое
четверостишие (2 строчки, 6 строчек и т. д., опираясь зрительно
на предложенное деление текста). Ребенку предлагается прочитать
этот же отрывок так же выразительно. Не стоит сразу настаивать
на запоминании. На этом этапе важно научиться выразительно читать.
Вначале читается первый «кусочек», затем второй, потом первый и второй
вместе и т. д., наконец, ребенок читает выразительно все стихотворение целиком.
Подводим итог. Предлагаем ребенку самому кратко рассказать, о чем это
стихотворение. Не надо требовать подробного пересказа, вполне достаточно
одной фразы. Уточняем значение отдельных слов. Внимательно рассматриваем
иллюстрацию к стихотворению, если таковая имеется. Рассуждаем, так ли
проиллюстрировал ребенок это стихотворение, если бы был художником, или создал бы
свою картину. Практика показывает, не все дети понимают предлагаемые
иллюстрации, зачастую многие из них не являются опорой для
заучивания. Причина банальна — зрительное восприятие, воображение, эмоции
взрослых и детей находятся на разном уровне. Поэтому идем традиционным
путем — предлагаем ребенку проиллюстрировать стихотворение. Конечно,
в идеальном варианте берем холст, кисти и т. д. Однако в учебном
режиме время этого сделать не позволяет. Используем то, что
доступно — карандаши, ручку, пальцы (можно создавать примитивные картины
с помощью красок пальцами, это детям нравится, а тактильные ощущения
способствуют запоминанию). Иллюстрация не должна быть обобщенной. Нам надо
получить примитивный картинный план, который поможет ребенку запомнить последовательность
изложения.Меняем статическую позу. Предлагаем ребенку встать, как
на сцене. Добавляем в «помощники» Ноги. Цель, которая
ставится перед ребенком — выразительное чтение. Но! Стихотворение
он еще не выучил, поэтому продолжаем играть. Взрослый проговаривает
«кусочек», ребенок повторяет, сохраняя интонацию и жесты. Безусловно,
ребенок будет ошибаться. Исправляя эти ошибки, следует обращать внимание
на более яркую интонацию, а не на саму ошибку. Постепенно,
благодаря всей предыдущей работе, стихотворение заучивается. Иногда же
этого бывает недостаточно.Учим ребенка составлять и использовать для
заучивания схемы.
Рассмотрим
этот прием на отрывке из стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер».
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Вихри снежные крутя;
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя…
Предлагаем ребенку
сосчитать количество слов первой строки и составить с помощью
карандаша и линейки схему:
________ ________
_________ _________,
Каждому
слову соответствует черта, знаки препинания соответствуют образцу. Теперь предлагаем
внести в схему первые буквы каждого слова:
Б м н к ,
Таким
образом схематически обозначаем каждую строку, в результате получается
схема:
Б м н к ,
В с к ;
Т , к з , о з ,
Т з , к д …
В с к ;
Т , к з , о з ,
Т з , к д …
Предлагаем
ребенку прочитать каждую строчку схемы, затем всю целиком. Что-то уже
отложилось в памяти ребенка, а что-то он пока запомнить
не может. Опять играем в «артиста». Ребенок, стоя,
с опорой на схему воспроизводит строчки. Если все получается,
упрощаем схему — убираем буквы, оставляем только обозначение слов. Пробуем
еще раз, напоминая о большом количестве «помощников». Взрослый декламирует
отрывок вместе с ребенком, затем ребенок делает новую попытку. Наконец,
ура, «барьер взят»!
Не скрою,
на первых порах эта работа требует значительного времени, ощутимых
моральных затрат. Однако, осваивая пошагово эту систему, пробуя действовать
по заданному алгоритму раз за разом, ребенок постепенно приобретает
необходимые навыки и заучивание стихотворений уже не вызывает у него
трудностей, а значит учиться ему становится легче, он начинает верить
в свои силы, уверенней добивается поставленной цели.
Комментариев нет:
Отправить комментарий